16 декабря 2021 года в Государственную думу внесён законопроект №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», разработанный сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым.
Считаем законопроект непродуманным и опасным с точки зрения эффективности работы системы местного самоуправления и органов государственной власти.
В чем опасность законопроекта:
Законопроект предусматривает переход к негибкой, одноуровневой системе органов местного самоуправления, значительное укрупнение муниципальных образований, как правило, по формальным основаниям. Это приведет к уничтожению более 18 тысяч муниципальных образований и разрушению сложившихся вокруг МСУ местных сообществ. Потеряют работу десятки тысяч людей, а административная чехарда при передаче полномочий погрузит страну на много месяцев в управленческий хаос. Кроме того, укрупнение муниципальных образований приведет к оттоку населения из малых городов, поселков городского типа, cел и деревень, превращая страну в безлюдную пустыню.
Важнейшей особенностью законопроекта в связке с законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» является смещение центра принятий решений и концентрации реальных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти. Такое положение дел лишает местное самоуправление самостоятельности, предусмотренной Конституцией РФ и Европейской хартией о местном самоуправлении.
Все это создаёт условия, подавляющие инициативу снизу и стимулирующие перекладывание ответственности за решение любых вопросов на вышестоящие уровни. Подобное положение неминуемо приведёт постоянному цейтноту на уровне региональных властей и на федеральном уровне и, как следствие, к резкому замедлению принятия решений даже по самым малозначительным вопросам, так как большинство вопросов будут замыкаться на глав регионов, а через них непосредственно на президента страны. Вполне реалистичен сценарий, когда вопрос о благоустройстве в сибирском посёлке будет поставлен в Москве в администрации президента.
В этих условиях роль избирателей становится ничтожной. Граждане будут лишены возможности самостоятельно решать вопросы местного значения. Это особенно ярко видно на примере городов федерального значения, где местное самоуправление фактически ликвидируется: здесь законопроектом не предусмотрены полномочия, связанные с бюджетным процессом и оговаривается возможность вообще не создавать местные администрации.
Законопроект предлагает уничтожить и самостоятельность местных депутатов, определяя необходимость проведения встреч с избирателями исключительно в местах и помещениях, предоставляемых органами местного самоуправления и создаёт условия для установления прямой зависимости депутатов от глав местных администраций. Подобный подход нивелирует принцип разделения властей.
Одновременно, законопроект закладывает существенное облегчение передачи муниципалитетам региональных и даже федеральных полномочий, но не оставляет никакой возможности отказаться от их принятия.. Любые переданные полномочия помимо финансирования требуют качественного исполнения, а значит квалифицированных кадров. В одних муниципалитетах (ближе к региональным центрам) такие кадры можно будет привлечь, в других такое навязывание полномочий приведёт к невозможности их исполнения. Бесконечные отставки глав МО решить проблему не помогут, а издержки на стимулирование переезда квалифицированных кадров могут нивелировать выгоды от передачи полномочий.
Резюме:
Считаем законопроект непродуманным и опасным с точки зрения эффективности работы системы местного самоуправления и органов государственной власти и противоречащим Конституции РФ. Предлагаем отклонить его без рассмотрения и организовать разработку нового законопроекта, учитывающего особенности и реалии нашей страны.